Когда музеи вновь откроют свои двери для посетителей, жители и гости Пионерского, пришедшие в музей «Рантава», смогут увидеть необычную авторскую выставку моделей танка Т-34. Я не знала, что существует столько его модификаций, да и вообще почти ничего не знала об этом танке. В конце февраля благодаря сотрудникам музея мне довелось встретиться с автором коллекции Алексеем Сыромятниковым и записать интервью, которое опубликовали на сайте Rantava.ru. Дублирую его и на своем сайте Probaltiku.ru


К 9 Мая в музее «Рантава» открылась выставка моделей танка Т-34. Ее автор — житель Пионерского, офицер ВМФ Алексей Сыромятников. Экспозиция состоит из 44 моделей в масштабе 1:72, среди которых и легендарный танк Победы, и разные модификации, выпущенные на базе Т-34.

Во время подготовки выставки Алексей Юрьевич рассказал сотрудникам музея о том, как он собирал коллекцию, как фашисты относились к конструктору Т-34 Михаилу Кошкину и какие страны взяли танк Т-34 за основу своих боевых машин.

 

— Алексей Юрьевич, как давно вы собираете коллекцию и занимаетесь моделированием?

— С 70-х годов, мне было лет десять, когда я начал собирать самолеты, потом перешел на вертолеты, очень много собрал их, так как служил в вертолетном полку. А лет 20 назад увлекся танками, бронетехникой. Правда, самолеты и вертолеты тоже не бросил.

— Как к вам в коллекцию попал первый танк?

— Случайно. Купил по акции: он стоил тысячу рублей, а по акции примерно двести. Дай, думаю, возьму. Склеил его, заинтересовался, начал покупать книги, изучать. Интернет тогда еще был слабый, да и сейчас в нем мало серьезной информации — только для детей. Загорелся собрать Т-34. Вроде собрал все его варианты, а потом начал копать глубже и оказалось, что еще четырех не хватает.

Коллекционеры говорят, что должно быть 42 машины, но это спорно, здесь в моей коллекции тоже есть пара таких: по одним данным, они были, по другим — их не было.

t-34-muzey-rantava-3Т-34-76 образца 1940—1941 годов., пушка Л-11

— Вы покупаете какую-то специальную серию моделей?

— Нет, все серии очень скудные, поэтому я покупаю разные: китайские, польские, чешские, украинские. Ломаю, беру шасси, дорабатываю, перерабатываю. Некоторые танки склеены из двух или даже из трех. Какие-то танки я делал сам из заготовок.

— Какой был первый танк в вашей коллекции?

— Его здесь нет. Но не Т-34. Первый был «самец» — они так называются. Это танк Первой Мировой войны — английский «Виккерс» Мk-2, Мk-4. Я купил их два, сразу друг за другом: «самку» и «самца». «Самка» — пулеметная, а «самец» — пушечный, в этом их отличие.

— А почему решили остановиться именно на Т-34?

— Легендарный танк. Но у меня же не только Т-34, есть еще большая коллекция Т-54, я даже не думал, что существует столько модификаций, — собрал все. Сейчас практически закончил немецкую коллекцию по Т-IV. Оказалось, когда война началась, это был самый распространенный танк — Т-IV и Т-III.

— А сколько всего в коллекции у вас танков?

— Я не считал. Может, тысяча, может, 800—900.

— Расскажите, пожалуйста, какие танки представлены в музее.

— Т-34 времен войны и послевоенные. Немецкие танки, построенные на базе Т-34, югославский послевоенный, чешский…
Наши танки много воевали на германском фронте, и наша Красная Армия воевала на немецких танках. Была целая дивизия «Пантер» — не с красными, кстати, а с белыми, американскими, звездами, чтобы свои не подбили. Есть в коллекции и сирийский танк. У него база Т-34, но башню переделывали в 50-е годы для первой сирийской войны с Израилем.

t-34-muzey-rantava-7Сирийская САУ, Т-34-122, 80-е годы

Еще есть китайский и вьетнамский Т-34: они у нас купили много партий.

t-34-muzey-rantava-8Танк с номером 045 — КНР 1960—1970-е годы

Есть Т-34 с тралом. Тралы только один завод делал, в городе Николаеве.

t-34-muzey-rantava-5Т-34-85 с минным тралом ПТ-3, пушка С-53, 1944 год

— А трал для чего?

— Минный трал. Его впереди катили, он наезжал на мины, взрывался, и танк оставался цел. У меня есть «Шерманы», у них трал называется «Биг Бен», как часы, и он выше танка почти в два раза.

— Чем в годы войны принципиально отличались наши танки от танков противника?

— Т-34 — первоначально очень хороший танк, но к Курской битве он очень сильно устарел. Хотя в Курскую битву мы победили, но по машинам, по потерям мы ее проиграли. Подбито было, по одним данным, 1:10, по другим — 1:8… Победили мы только благодаря силе воли людей.

Потом появился Т-34-85 с новой башней, с новой пушкой, с пятым членом экипажа — и мы немножко догнали противника. Но вообще считается, лучший танк Великой Отечественной войны — есть споры — это «Ягдпантера». Хотя, по моему мнению, и не «Ягдпантера», а тяжелый ИС-2 — «Иосиф Сталин — 2», особенно 1944 года, когда ему сделали новую «морду». ИС-2 хорошо повоевали, если бы не они, мы бы и не выиграли войну.

А вообще, у наших танков была плохая оптика в отличие от немецкой оптики «Цейс». Стреляли в смотровое окошко. Наша оптика пробивалась часто с первого раза, а их — нет. Немцы на наши танки ставили свою оптику, башенку (башенки мы переделали попозже) и успешно воевали на них. Причем чересчур даже хорошо, особенно на юге и под Ленинградом.

t-34-muzey-rantava-9Немецкие танки на базе Т-34

— В СССР было несколько заводов, которые выпускали танки для фронта. Отличались их машины чем-то друг от друга?

— Да. В самом начале танки Сормовского завода в Нижнем Новгороде были не очень: много неисправностей, несостыковок, незачищенных деталей. Но к середине войны качество их танков значительно улучшилось. У них, кстати, была другая пушка, на которую деньги давала церковь.

t-34-muzey-rantava-4Т-34-76, 1942 г., завод № 112, «Красное Сормово», г. Горький

Особенность танков сталинградского завода: не было резины, не поставлялась она туда из Ярославля и Вологды, поэтому сталинградский завод первым перешел на траки без резины, тем самым сэкономил много средств, потому что резина живет в среднем 3–4 боя — сгорает. Но потом снова начали ставить резину ради тихохода: лязга нет, подкрасться можно.

— Вы сказали, что церковь давала деньги на пушку…

— Все давали деньги. Вот танк «Боевая подруга» из женского танкового полка — аналог «Ночных ведьм» в авиации. Его тоже сделали на пожертвования. Люди несли деньги в церковь, и церковь выделяла их на постройку танков: был целый танковый полк «Дмитрий Донской», построенный как раз на Сормовском заводе.

t-34-muzey-rantava-1

— А какие технические характеристики были у первого танка: скорость, дальность стрельбы?

— Скорость зависела от того, на каком заводе был выпущен танк, — от 50 до 70 километров в час. Танки разных заводов тоже стреляли по-разному. У наших была дальность в среднем до 800 метров, максимум километр, хотя немецкие танки били на 2 километра и даже на 3 километра. Повторюсь, у нас была очень плохая оптика, очень плохая прицельность. Но у наших танков был другой большой плюс. Кошкин (конструктор Т-34 — Прим. автора) угадал ширину гусениц, и наши танки топали везде: по снегу, по болотам. За это Кошкину — слава!

 

Кстати, Кошкина немцы ненавидели. Он умер в сентябре 1940 года от прогрессирующего воспаления легких. Заболел, когда в феврале перегонял два экспериментальных танка из Харькова в Москву на показ Сталину и не смог восстановиться. Немцы специально провели налет на Харьков так, чтобы разбомбить все кладбище, где был похоронен Кошкин. Могилы Кошкина как таковой нет.

На базе нашего танка сделали немецкую «Пантеру», «Порше» и много всяких послевоенных модификаций в разных странах: в Китае, на Кубе, в Чехии, Сирии. Добавляли свое. Немцы поставили ящик и пушку от «Тигра». Югославы полностью перекроили: корпус, башня, американский пулемет, американская пушка — только ходовая осталась родная. Эти танки получились хорошие, их выпустили около тридцати. Последние участвовали даже в Балканской войне 1999 года. Да и по сей день строят на базе Т-34. На Кубе, например, на танках стоит шасси Т-34. Правда, некоторые модификации были в количестве пяти штук, десяти, а некоторые — в единственном экземпляре. Вот пробовали разные пушки. Поставят пушку длинную, а она цепляет грязь, когда танк едет по пересеченной местности.

У Т-34 хорошее шасси, на эти шасси в XXI веке лепят все, что угодно. Например, в Новокузнецке на базе Т-34 сделали пожарный танк, срезали верхнюю часть, поставили емкость для воды. Этот танк работал в труднодоступных местах, там, где не могли проехать машины, сейчас он стоит в музее в Ленинске-Кузнецком.

— А какая модификация была самой массовой?

— Самая массовая — Т-34-76. Но у этого танка был существенный недостаток — пушка. Она была слаба: надо было подходить к противнику близко. Когда поставили 85-миллиметровую пушку, стало лучше, модификация так и называется Т-34-85. Единственное — опоздали к Курской битве, выпускать эти танки начали перед операцией «Багратион» по освобождению Белоруссии. А итоги Курской битвы показали, что танки слабоваты. Они шли первыми. А за ними вторым фронтом шли СУ-100, СУ-85, СУ-122, «Зверобои», СУ-152 и давили все на своем пути. Доставалось ребятам в танках сильно. Немецкие асы били под срез башни, ее срывало. У меня клаустрофобии нет, но я в танке посидел… Надо быть отважным человеком, чтобы воевать на нем.

— Когда в СССР закончили выпускать Т-34?

— Последние изготовили в 1946 году, их заменили на Т-44, было всего две модификации, у меня есть одна модель. А в 1949-м начали выпускать Т-54, у него круглая башня, затем Т-55. Это два почти одинаковых танка, мы их сейчас не выпускаем. У китайцев есть тип танка 54 — не танк, а именно тип.

t-34-muzey-rantava-2Т-34-57, пушка ЗИС 4М

— Как отличить Т-34 времен Великой Отечественной от послевоенного?

— До 1944 года крылья у Т-34 были гнутые, круглые, хотя в изготовлении они очень сложные. А после 44-го стали квадратные, с углом, как на памятнике в Колосовке. После войны еще изменился люк. До 45 года было два люка: они прикрывали грудь и спину, а потом сделали люк, который прикрывал только грудь, зато он стал выше и спасал командиров от пуль.

— Какой самый лучший танк сейчас, не наш, а вообще?

— У немцев — «Леопард». У Израиля — «Меркава». Но лучший танк, на мое усмотрение, наш Т-90.

— Вы наверняка много читали и смотрели про танкистов, запомнилась вам какая-то история?

— Фильм и книга «Жаворонок», где наши убежали с немецкого полигона на танке. Недавно сняли римейк — «Т-34». Это реальная история. Но «Жаворонок» на 99% достоверный, хороший фильм, а в современном варианте перегнули с сюжетом, много вымысла.

— Есть еще фильм про немецкий танк «Белый тигр». Якобы был такой супертанк у фашистов. И для того, чтобы его уничтожить, наши конструкторы усилили Т-34.

— Шахназаров снимал фильм, туфта. Был у нас Т-34 усиленный, но на него просто второй слой брони сделали. А еще в 45 году на танки стали вешать сетку-рабицу, она защищала от кумулятивных снарядов. Они упирались в эту сетку, и их луч уходил в нее. А без сетки кумулятивный снаряд прожигал броню, тоненькой струйкой, с иголку, влетал внутрь танка и мелкими осколочками убивал экипаж. Сейчас такие сетки, уже переделанные, стоят практически везде. Так же, как и резина, и второй слой брони.

— Кто-то из ваших родственников был танкистом, воевал в Великую Отечественную на танке?

— Двоюродный брат служил офицером на танке. А еще дед — Бородкин Никифор Иванович. В 43 году, 26 февраля, пропал без вести в Курской области, практически недалеко от дома. Он был военно-морским офицером, а потом, когда война началась, его «переодели», и он попал на автобронетанк. Был связан как-то со снабжением горючим, запчастями — данных очень мало. Хочу найти больше информации о нем, но пока не могу. На фотографии он с бронетанковыми петлицами, в кожаном пальто, с чемоданом. Жизнь одна. Когда надо было спрашивать, приставать к бабушке, прабабушке, я думал о другом, сейчас жалею.

— А почему вы решили передать коллекцию в музей?

— Хочется, чтобы узнали об этом танке. Лет десять назад музей уже выставлял модели танков, только они были все разные. Однажды я зашел, а их рассматривают дети — глаза горят! А у меня дома стоят без дела. И мы тогда с директором музея решили устроить выставку Т-34 к 70-летию Победы, но что-то не получилось. И вот к 75-летию Победы это удалось. Пусть дети увидят, на чем наши деды воевали. Может, кто-то захочет стать танкистом, кто-то военным. Даже если всего один заинтересуется, уже хорошо. Важно, чтобы дети понимали, что такое патриотизм и любовь к Родине.

Светлана Кравцова

Интервью подготовлено специально для музея «Рантава» и опубликовано на его сайте: «История создания коллекции танков Т-34» 22 мая 2020 года

 

Понравилась статья? Тогда, пожалуйста, нажмите на кнопку и расскажите о ней другим. Спасибо!