Итальянским словом «сграффито» обозначают особую технику нанесения узоров и рисунков на отштукатуренные стены фасадов. Украшенные таким способом здания приобретают уникальный и запоминающийся облик. Узнаем, как зародилась и распространялась техника и какими примерами сграффито можно полюбоваться и сегодня, в том числе в Калининградской области.

Техника нанесения сграффито

Понятие восходит к итальянскому слову graffiare, что значит «процарапывать, выскребать». Техника нанесения рисунков следующая: стены покрывают двумя или более слоями штукатурки (цемента или ангоба — жидкой глины). Затем слегка подсохший верхний слой, обычно более светлый, в определенных местах соскребают, и под ним обнаруживается другой слой, темнее. Эти темные участки и составляют цельные изображения, контрастируя со светлым верхним слоем.

Сюжеты для сграффито выбирались разные. Чаще стены украшали мифическими, религиозными или бытовыми сценами, изображениями цветов, ветвей или ваз, геометрическими фигурами и абстрактными узорами. Поскольку в работе важна была точность и аккуратность, для нанесения использовали заранее подготовленные трафареты. А дополнительную декоративность элементам сообщали с помощью мозаики и керамических вставок.

нойбургский замок bboellinger

Нойбургский замок, Германия (фото bboellinger, Pixabay)

Сграффито следует отличать от других настенных декораций. Техника находится между рельефом и граффити, но для рельефа изображение слишком плоское, а для граффити — слишком объемное. Хотя в основу техники положена работа с влажной штукатуркой, к фрескам сграффито тоже не отнести. Кстати, оно отличается от фрески большей долговечностью, поэтому подходит для декорирования внешних стен.

История зарождения и распространения

Зародилось сграффито еще в древние времена. С его помощью украшались старинные керамические вазы Греции и Этрурии. Но широкое распространение в архитектуре техника впервые получила в Италии. Сграффито стали украшать итальянские палаццо в XV веке: большие и красивые дворцы требовали эффектной отделки. Одним из первых, кто описал технику, стал итальянский живописец и архитектор эпохи Ренессанса Джорджо Вазари.

Поскольку итальянских умельцев часто приглашали работать в другие страны, сграффито начало путешествие по Европе. Наибольшее распространение оно получило в Германии (особенно в Баварии), Чехии, Австрии, Бельгии, Восточной Европе.

sgraffito

Жилой дом в Праге, 2017 

Впечатляющие примеры сграффито того периода можно видеть на следующих архитектурных памятниках:

  • Дворец в Читта-ди-Кастелло, Италия, XVI в.
  • Бауский замок, Латвия, 1443 г.
  • Замок Красицких, Польша, 1631 г.
  • Литомишльский замок, Чехия, XVI в.
  • Замок Брандис-над-Лабем, Чехия, XVI в.
  • Мартиницкий дворец, Чехия, XVI в.
  • Дом «У минуты», Чехия, XVI—XVII вв.
  • Шварценбергский дворец, Чехия, XVII—XVIII вв.

дом у минуты

Дом «У минуты», Прага, Чехия (фото bboellinger, Pixabay)

В Кёнигсберге самое старое сграффито можно было наблюдать на стене замка Нойхаузен (г. Гурьевск). Изображение датировано 1540 годом. Сегодня замок закрыт для туристов, сграффито не сохранилось.

sgraffito-noihauzen

Сграффито на стене замка Нойхаузен (фото из интернета)

Новый виток популярности сграффито пришелся на период расцвета ар-нуво (конец XIX — начало XX вв.). Яркие примеры:

  • Дрезденский замок, Германия, 1899 г.
  • Дом в городе Вайтра, Австрия.
  • Тимпан «Принцесса Грёза», гостиница «Метрополь», Россия, 1899—1907 гг.
  • Дом Куши, Бельгия, 1907 г.
  • Гран-Мезон-де-Блан, Бельгия, 1897 г.
  • Тимпан «Посвящение Праге» на общественном доме в Праге, Чехия, 1905—1912 гг.

Сграффито в СССР и в Калининграде

В Советском Союзе техника сграффито появилась в 1925-м. Рисунки, в отличие от сделанных европейскими мастерами, производили впечатление не изящества и легкости, а скорее монументальности и силы. Популярные сюжеты — космонавтика, армия, сельское хозяйство, спорт, советская символика и атрибутика. В цветовой гамме доминировали, как и можно ожидать, оттенки красного.

yunost-kaliningrad-sgraffito

Дворец спорта «Юность» в Калининграде, 2019

Характерный пример — дворец спорта «Юность» в Калининграде (1978 г.): фасад украшен изображениями физкультурной тематики. Данные об авторе различаются: в мемуарах председателя горисполкома Калининграда (1972—1984) Виктора Денисова указывается художник Шевченко, а по другим данным, рисунок создал Кошкин.

yunost-sgraffito

 Дворец спорта «Юность» в Калининграде, 2019

Нельзя сказать, что сграффито полностью ушло в прошлое. Оно до сих пор применяется в дизайне, но чаще для декорирования внутренних помещений, а не экстерьера зданий.

Сграффито в Пионерском

До недавнего времени в городе Пионерском сохранялось два здания со сграффито, построенные в начале XX века.

Первое — вилла «Доротея» 1905 года постройки (ул. Комсомольская, 8). К сожалению, проведенная в 2015 году реставрация непоправимо и незаслуженно лишила здание его главного украшения. Уничтожение архитектурного наследия остается на совести реставраторов, не придавших, очевидно, должного значения старинной отделке.

Вилла «Доротея» до и после капремонта

К счастью, город еще может похвастаться одним уцелевшим зданием со сграффито. Оно было построено в начале XX в. и находится по адресу: ул. Дачная, 6. На фасаде сохранились изящные изображения цветов, ваз и солнца. А на уровне второго этажа можно полюбоваться изображениями женских голов в профиль, напоминающих камеи.

sgraffito-poinersky-dachnaya-6

sgraffito-ornament-pionerskiy-kaliningradskayapionersiy_sgraffito

sgraffito-villa-pionerskiysolntse-sgraffito (1)

Сграффито на стене жилого дома в г. Пионерский (ул. Дачная, 6), 2017, 2019 

В ближайшие годы (вполне возможно, в 2020 году) дом будут ремонтировать, а значит, редкий образец техники сграффито, сохранившийся в России, мы можем потерять.

Максим Эвальд, ProBaltiku.ru

Если вам понравилась статья, пожалуйста, нажмите на кнопку и расскажите о ней другим. Спасибо!