В истории одной территории можно заметить интересные закономерности и определить главную роль места. Земли современного Пионерского и его окрестности издревле считались священными, связанными с загробным миром. И лейтмотив обрядов, поверий — это тема смерти: курганные усыпальницы древних пруссов, относящиеся к 1330–1250 годам до н. э.; дюны как каналы, через которые в мир живых из загробного мира поступает священная вода; жертвенный камень в Рантау и Камень лжи, в расщелине которого мог погибнуть врун…

О довоенном прошлом Пионерского (до 26 июля 1947 года — Нойкурене, Neukuhren) известно немного: историки мало интересовались поселками Баттове, Рантава и Нойкурен, на землях которых растет Пионерский. Лишь в 90-е годы, когда Балтийская экспедиция проводила археологические работы в окрестностях города, заговорили о древней истории Пионерского. Но только через 30 лет, в 2017 году, вышла первая книга об этих местах — монография историка и археолога В. И. Кулакова «Гора великанов». В ней автор рассказывает о раскопках на могильнике «Гора великанов» (Hünenberg, Хуненберг), что к югу от города, и о других погребальных курганах древних пруссов, коих в окрестностях Пионерского больше десятка.

Увидеть обнаруженные в разрытых курганах артефакты, которым больше 3000 лет, можно в музее «Рантава». Руководитель Балтийской экспедиции Владимир Кулаков передал музею коллекцию экспонатов, найденных археологами.

якорь возле музея янтаряМузей «Рантава»

Эстии, пруссы и янтарь

До прихода рыцарей Тевтонского Ордена на земли Самбии местные племена поклонялись могучим дубам и богу молний Перкунасу, поэтому погребальный курган «Гора великанов», которому 3300 лет, назывался сначала Гора Грома. А «великаны» в названии появились столетиями позже…

В I веке н. э. в этих местах жили племена эстиев. «Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов, — пишет древнеримский историк Публий Корнелий Тацит. — Они обшаривают и море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь. У них самих он никак не используется: собирают они его в естественном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему изумлению, получают за него цену».1

В середине I века нашей эры эстии начали вести торговлю янтарем с римлянами. За янтарь жители Балтии получали детали женского убора и вышедшие из употребления стертые бронзовые монеты Римской империи. К берегам Самбии в районе современного Заостровья проходили суда из Византии, Римской империи. По мнению В. И. Кулакова, урочище «Гора Великанов» следует считать истоком «Великого янтарного пути».

Дело эстиев по добыче и продаже янтаря продолжили пруссы. Но солнечный камень не принес им счастья и стал причиной утраты свободы. С пруссами случилось то же, что с майя, ацтеками, кельтами, на земли которых пришли завоеватели, привлеченные блеском золота и серебра. В 1254 году берега Самбии, территории современного Пионерского и Заостровья захватил Тевтонский Орден, и пруссы перестали быть главными добытчиками янтарного сырья.

Местные жители постепенно онемечивались, хотя традиции язычников-предков сохранялись еще три века. Последний кровавый языческий обряд жрец Пруссии Вальтин Суплитт провел на берегу Балтийского моря в районе нынешнего Заостровья в 1520 году, чтобы отогнать вражеские польские суда.

берег Балтийского моря возле ЗаостровьяОб этом событии местный историк Лукас Давид писал: «Поляки угрожали Кёнигсбергу с юга, через Прегель. К берегам Самбии приближался флот Гданьска. При этом смятении является из Самбии вольный человек Вальтин Суплитт и обещает отвратить неприятеля. Послы принесли решение правителя. Суплитт потребовал от крестьян чёрного быка и две бочки пива. Всё доставили к Рантау. Там, на морском берегу, в присутствии только мужчин, Суплитт сжёг кости и внутренности быка на специально разожжённом костре, при сопровождении молитв и жестикуляций ногами и руками. Через несколько дней корабли, появившиеся у берегов, отплыли, ибо морякам побережье Самбии представилось в ужасном виде. Народ поверил в помощь богов…»

Место этого жертвоприношения нашли в 1984 году. На берегу моря стоял грубо обколотый в виде трапеции гранитный валун с неровной верхней поверхностью и почти вертикальными боковыми гранями, направленный острием на восток: оттуда, из-за нынешнего мыса Гвардейский, могли приближаться польские корабли. Камень размером 1,1×0,65 м был углублен в грунт примерно на 20 см, где его обхват увеличивался, значит, обрабатывался он под жертвенник на месте.2 В углу на верхней плоскости камня исследователи заметили параллельную кромки побережья канавку длиной 32 см и глубиной около 3 см, по ней, вероятно, стекала жертвенная кровь.

Следы камня затерялись: в 1991 году при строительстве очистных сооружений его то ли перенесли на другое место, то ли уничтожили.

карта места жертвенного камня на балтийском море

От Горы грома до Горы великанов

В полутора километрах к югу от Пионерского есть дюнный холм высотой 6 м, это погребальный курган «Гора великанов». Искать его надо в районе СНТ «Южный» на левом берегу безымянного ручья, левого притока реки Rantaeuer Beck/Мотыль, впадающей в Балтийское море.

Во второй половине XVIII в. эта территория называлась Donner-Berg (нем. «Гора грома») и использовалась как пастбище, потому что местные жители, чтящее традиции предков, не решались пахать священную землю. Но в первой трети XIX в. смелые и менее богобоязненные потомки распахали урочище. Они нашли несожжённые кости коней из захоронений V в. н. э. и по наивности приняли их за останки великанов. Так появилось новое имя у Горы Грома — Hünenberg (нем. «Гора великанов»). Еще это место называли Totenberg (нем. «Гора мертвых»).

В начале ХХ века «Горой мертвых» владел потомок местной прусской знати Наудит-Рантау, который выращивал на ней картофель. В 1860 году, когда на этом месте сооружали стрельбище, кёнигсбергские археологи нашли первые древние артефакты. В 1943 году немецкий археолог Вальтер Грунерт приехал в отпуск из подразделений Вермахта и вскрыл на «Горе Великанов» 19 трупосожжений и 8 захоронений коней. Результаты этих раскопок Грунерт успел опубликовать в Кёнигсберге в 1944 году. Через 40 лет могильником занялись советские археологи под руководством Владимира Кулакова. До 1993 года они исследовали 280 погребений на площади 3000 кв. м (для сравнения: футбольное поле — 7140 кв. м) и обнаружили находки, датируемые ранним железным веком.

На вершине дюны у подножия дуба исследователи нашли остатки святилища первых индоевропейцев Балтики. В яме от корней дерева обнаружили артефакты жуцевской культуры (культуры позднего неолита (новокаменного века) — халколита (медного века).

Как я писала выше, в I веке нашей эры на этой земле жили эстии и группы восточных германцев из племени готов, а в V в. земли облюбовали первые пруссы, которые стали хоронить вместе с соплеменниками и их коней.

янтарные бусины эстиевЯнтарные бусины, изготовленные эстиями. Эспонаты из музея «Рантава» (из книги В.И. Кулакова1)

Находки убедили ученых в том, что в XII-XIII вв. на земли в окрестностях «Горы Великанов» в поисках удобных для рыболовства угодий пришли куршские переселенцы. Благодаря этим племенами осталось название Neu-Kuhren/Пионерский.

Часть добытых на «Горе Великанов» находок выставлена в пионерском краеведческом музее «Рантава», который носит название прусского поселения Рантава — ныне восточной окраины города.

Пятый век под трансформаторной будкой

Пощупать ногами (или руками) землю возле грунтового могильника, которому 1600 лет, можно на пересечении улицы Комсомольской с Советским переулком. Теперь на месте памятника археологии V в. н. э. стоит трансформаторная подстанция. При ее строительстве в котловане рабочие отрыли остатки конского захоронения с кольчатыми удилами.1

Об этом факте я узнала, прочитав книгу Владимира Кулакова, и он подтвердил мои ощущения, которые возникали в первое время, когда я проходила мимо этого пустыря — как на кладбище. 🙂 А скоро здесь, возможно, вырастет новый жилой массив — заборчик уже стоит. Хотя, зная о том, что в этом месте хоронили и древние пруссы, а напротив — и немцы (старожилы еще помнят надгробия в районе нынешнего строймагазина «ПМК»), можно было бы не использовать эту территорию под жилую застройку.

kashtany-v-cvetahПустырь на пересечении Комсомольской и Советского переулка, 2017 год

Еще один интересный природный «элемент», Камень лжи — расколотый на две части валун, который прячется в лесу Пионерского, — ученые не торопятся включать в список камней древних пруссов. Как пишет В. И. Кулаков в своей книге, его использование в древности как культового объекта теоретически возможно, но без проведения археологических раскопок вокруг этого камня, недоказуемо.

Я рассказала лишь малую часть тайн земли Пионерского — Нойкурена. Трижды перечитывала книгу В. И. Кулакова «Гора великанов» и находила  информацию, на которую раньше не обращала внимания.

Книгу можно приобрести в историко-археологическом музее «Рантава», в Пионерском. 

Светлана Кравцова,
ProBaltiku.ru

uzor

Использованная литература:
1. Кулаков В. И. Гора великанов: Исток Янтарного пути — научная монография. — Калининград: Калининградская Книга, 2017. — 72 с.
2. Смирнова М. Е. Культовые камни раннесредневековых пруссов. Гiстарычна-археалагiчны зборнiк № 16. — С.105. (http://club-kaup. narod. ru/kaup_r_smirnova001.html).
3. Балтийский альманах / Калининградский региональный общественный фонд культуры; Калининградский клуб краеведов; сост. А. Б. Губин. — Калининград: Капрос, 2011. — № 10. — 144 с.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, нажмите на кнопку и расскажите о ней другим. Спасибо!