Одна из самых известных достопримечательностей города Пионерского — Камень лжи. Найти необычный валун, окруженный мистическим ореолом, можно в лесу на юго-восточной окраине города, в долине реки Чистой (ранее — Лососевого ручья, Lachsbach).

Большой, выше человеческого роста камень, состоит из двух находящихся на расстоянии друг от друга частей, условно — мужской и женской. Одна часть (восточная, мужская) — наклонный вытянутый «обелиск» с несколькими, хорошо заметными гранями и с треугольными «врезками» с двух сторон — ассоциируется с  фаллосом. Другая часть (западная, женская), по форме похожая на треугольник со стесанными углами и небольшими чашевидные углублениями на поверхности, по аналогии соотносится с  маткой. Как выглядит расколотый валун под землей, неизвестно: археологические раскопки в этом месте никогда не проводились.

Borstenstein-kamen-lji-pionerskiy

Осень 2016 года

С конца XIX века камень был широко известен под названием Борстенштайн (Borstenstein, Расколотый камень, Щетинистый камень). 

На карте 1908 года все урочище носит название достопримечательного камня.

urotchishe-borsenstein-na-karte-1908

Урочище Борзенштайн (Borsenstein) на карте 1908 года

Учитывая, что на территории современного Пионерского были найдены курганные усыпальницы, относящиеся к 1330–1250 годам до н. э., можно предположить, что Камень лжи был частью ритуальных обрядов еще 3000 лет назад. Погребальный курган «Гора великанов» сначала назывался Гора грома, а гром и молнии — важный элемент в легендах, связанных с Камнем лжи.

Der-geborstene Stein-im-Lachsbachtal-1912-1922

Вид с юга, 1912–1922 годы Надпись: Der geborstene Stein im Lachsbachtal
 (Сломанный камень в долине Лахсбах)

Легенды Камня лжи

Легенда под названием Der Borstenstein bei Neukuren («Расколотый камень у Нойкурена») упоминается в книге немецкого автора Ройша (Reusch) «Сказания прусской земли Самбия» (Reusch Sagen des preussisches Samlandes), изданной в Кёнигсберге в 1863 году. Она рассказывает о рыбаке и его невесте, погибшей после удара молнии в камень. По легенде половинки камня раздавили девушку, нарушившую клятву верности. С годами история видоизменялась, на месте рыбака оказывался моряк, солдат, некий влюбленный, но суть оставалась прежней: женщина несла наказание за неверность и (или) обман. Этот сюжет и дал камню одно из поздних названий — Камень лжи (нем. Lügenstein).

Borstenstein-1904-otkrytka

Ранняя из известных открыток с изображением камня, 1904 год

На старинных открытках (ранняя датируется 1904 годом) можно видеть на поверхности восточной (мужской) половины камня надписи на немецком языке. На северной стороне — Borstenstein (Расколотый камень), на южной — Rübezahl. А внутри (между половинками) светлой краской нарисован свиток с четверостишием, которое часто печатали и на самих открытках:

Die Sage geht: der Stein erdrückt
Jedweden, der gelogen;
Wagt man sich in den Spalt hinein,
So wird es bald vorüber sein.

Приблизительный перевод: «Легенда гласит: камень раздавит того, кто солгал, если он посмеет войти в расщелину». 

Borstenstein-1920-1930-Neukuhren

Вид с севера, 1920–1930 годы

В советские годы надписи на немецком языке были утрачены. 

Что делал Рюбецаль на Камне лжи?

По какой причине на камне появилась надпись Rübezahl, ответить однозначно сложно.

Рюбецаль — дух гор, олицетворение горной непогоды — играет большую роль в немецком, чешском и польском фольклоре. Впервые Рюбецаль появляется в немецких легендах и сказаниях в XV веке, позднее — в чешских. Известность за пределами Силезии получил после публикации в 1787 году «Народных сказок немцев» Иоганна Музеуса. В одном сказании Рюбецаль встречает девушку, которая признается ему в том, что нарушила клятву верности. Она пообещала выйти за замуж за своего возлюбленного через три года, пришло время, а она решила подразнить юношу и сказала, что не выйдет замуж за бедного портного, пусть заработает сначала денег. Так она толкнула его на преступление, и теперь его ждет виселица. Рюбецаль знал, что юноша не виноват, и спас его. Влюбленные поженились, юноша стал известным портным, который ни разу не обманул своих клиентов.

Примечательно, что под словом «верность» в сказке XVIII века подразумевалась прежде всего верность слову, а не женское целомудрие. Музеус пишет:

«Он отправился в горы странствовать, и когда прощался со мной, то, обнимая, сказал: «Любимая, будь мне верна. Как только яблоня зацветет в третий раз и ласточка в третий раз совьет себе гнездо, я вернусь из странствия и возьму тебя в жены». И я поклялась быть ему верной. Когда яблоня зацвела в третий раз и ласточка в третий раз свила гнездо, Бенедикт вернулся и, напомнив мне о моем обещании, предложил обвенчаться. Но я стала дразнить его, как это часто делают девушки с женихами, и все говорила: «Не буду я твоей женой. У тебя ведь ни кола ни двора. Раздобудь сначала побольше блестящих монет, тогда и поговорим».

Borstenstein-rubezahl

Мальчик на фоне камня; хорошо видна надпись Rübezahl, первая треть XX века

В сказках Рюбецаль часто представал в образе старика с густой бородой и посохом, но мог принимать и другие обличия: гиганта, хранителя горных сокровищ, монаха, ворона, осла и часто дьявола, сатаны. И везде, как правило, восстанавливал справедливость. Вот, например, три характерных сказания про него из книги учебного пособия «Читаем по-немецки», в последнем он превращается в камень.

♦ В одной деревне жил богатый, но жадный фермер. Он владел большими угодьями, его амбары были полны зерна, в его хлеву стоял лучший скот. Рюбецаль пришел к фермеру в образе маленького и слабого батрака. Фермер был доволен, так как батрак работал быстро и ловко и не получал жалования. Батрак взял три мешка зерна и хотел уйти, но фермер пытался вырвать у него мешки. Тогда батрак забрал целый амбар и исчез.

 ♦ Рюбецаль в образе бедного студента попросил ночлега у деревенского пастора. Пастор был не только жадным, но и ленивым. Он предложил студенту прочесть проповедь. Служанка накрыла стол и принесла блюда. Свою проповедь студент начал с грехов жителей деревни. Он рассказал, что богатая крестьянка разбавляет молоко водой и продает бедным людям. Сельский староста постоянно обсчитывает людей. Испуганные слушатели посчитали для себя правильным быстрее покинуть церковь.

♦ Стекольщик нес свои товары через горы. Рюбецаль решил подшутить над стекольщиком и превратился в каменную глыбу. Глыба начала двигаться, и стекольщик упал, а товары его разбились. Он захотел все исправить и превратился в осла. Стекольщик продал осла мельнику. Когда молодой человек приблизился к ослу, осел заговорил. Осел не хотел есть сено, он требовал жаркое и пирог.

Поскольку Рюбецаль в большинстве легенд помогал добрым и простым людям и наказывал злых и жадных, скорее всего, надпись Rübezahl на Камне лжи в Нойкурене должна была напоминать визитерам о том, что любое действие влечет за собой последствия. И неминуемое наказание ждет прежде всего лжецов. 

kamen-lji-pionerskiy

Вид с востока, июль 2020 года

Вероятно, «магические» свойства Камня лжи объяснялись вмешательством горного духа, либо существовали какие-то альтернативные легенды более раннего периода. Так, немецкий краевед Оскар Шлихт (Oskar Schlicht, 1867–1955) упоминает народное предание, согласно которому камни в долине Лахсбах (Лососевого ручья) росли из земли. Если камень извлекали из грунта, то его рост прекращался.

Условный объект культурного наследия

По одной из существующих версий, когда-то камень был входом в святилище или захоронение. Во времена пруссов неподалеку от гигантского камня находилась Гора великанов (Хюненберг\Hünenberg), или, как еще называли это место, Гора мертвых, Гора грома.

В 1992 году на Горе великанов были обнаружены остатки святилища, рядом с которым был найден фрагмент сфероидного сосуда с орнаментом, характерным для 1700 года до нашей эры. Затем до конца II тысячелетия до нашей эры. Здесь существовала культура самбийских курганов, соответствующая эпохе ранней бронзы. Поселения людей, насыпавших эти курганы, на Самбии не обнаружили.

Borstenstein-Neukuhren

Июль 2020 года

При немцах последние раскопки в этой местности проводились в 1943 году под руководством кенигсбергского археолога, председателя Инстербургского общества древностей и исследователя Надровии Вальтера Грунерта (Walter Grunert, 1888–1971).

В 1987–1993 годах в окрестностях древнейшего памятника археологии раскопки вели специалисты Балтийской экспедиции Института археологии АН СССР. Они нашли множество уникальных предметов, часть из которых ныне хранится в городском историко-археологическом музее Пионерского «Рантава». Во время раскопок специалисты под руководством калининградского историка и археолога В. И. Кулакова обследовали 280 погребений на площади 3000 квадратных метров. Было найдено святилище, датируемое II тысячелетием до нашей эры.

Как отмечает Владимир Кулаков в своей книге «Исток Янтарного пути», использование данного камня в качестве культового объекта теоретически возможно, но без проведения археологической экспертизы недоказуемо. Также В. И. Кулаков условно включает камень в список объектов культурного наследия, описанных в книге, хотя на данный момент Камень лжи официально не обладает подобным статусом.

karta-pamyatnikov-arheologii-pionerskiy

Схема расположения археологических объектов близ Пионерского 
из книги В. И. Кулакова «Гора великанов», 2017 года

           
К юго-западу от Камня лжи на правом береу реки Чистой археологи обнаружили городище Пионерский, датируемое Железным веком. Оно, наверное, служило убежищем для древних обитателей округи. В эпоху раннего средневековья это укрепленное поселение входило в территорию прусской волости, однако прямые свидетельства относительно его использования пруссами отсутствуют.

Каменные «родственники»

В долине реки Чистой был найден и другой крупный камень, по размерам близкий к Камню лжи, но с плоской поверхностью, напоминающий алтарный камень балтов.

Известен близкий аналог пионерского валуна — расколотый камень в Латвии, на берегу Западной Двины (Даугавы) в Кокнесском крае. Называется он Pastmuižas Velnakmens (Постамуйжа Велнсакменс), что в переводе означает Дьявольский камень. Он состоит из двух частей, сегодня его половинки лежат достаточно далеко друг от друга, но, возможно, раньше они находились ближе и образовывали вход в культовое сооружение. Чашевидные выпуклости на этом камне в народных легендах объясняются следами от когтей дьявола, выронившего камень во время неудачного броска над рекой Даугавой.

raskoloty-kamen-v-latvii

Pastmuižas Velnakmens (Камень дьявола) в Латвии, фото: www.megalithic.co.uk

Вообще, мотив камня со следами когтей мифических существ или сюжеты, где на камень обрушиваются удары молний бога-громовержца, весьма распространены в фольклоре Восточной Балтии. Однако подобная, ярко выраженная фаллическая форма, как у Камня лжи в Калининградской области, в Прибалтике больше не встречается.

Суеверия пРусского инь и ян

Расколотый валун уникален, как и ландшафтный контекст, а также многочисленные традиции, поверья и легенды, связанные с ним. Самые известные из них: Камень лжи — портал в другие миры, детектор лжи, помощник в исполнении желания, геопатогенная зона, энергетический портал.

kamen-lji-pionerskiy-kaliningrad-obl

Июль 2020 года

Рассказывают, что Камень лжи пользовался большой популярностью у бездетных немецких семей. Они приезжали в Нойкурен не ради отдыха на курорте, а ради камня: якобы после визита к мистическому валуну в семье рождался долгожданный ребенок. При этом одни считали, что проходить женщине через «створки» камня ни в коем случае нельзя, другие, наоборот, советовали пройти между ними. С той же целью к камню приходили и советсткие женщины, правда, не афишируя истинную причину. Да и сейчас приходят.

Borstenstein-devushka-u-kamnya-nach-20-v

Девушка на фоне Камня лжи, начало XX века

Интересную версию, рассказанную «дедушкой-родновером», приводит в статье Роман Широухов: «…Через камень, каждая половина которого символизировала мужское и женское начало, проходили влюблённые на Иванову ночь, бежавшие потом вниз к ручью для омовения, а дальше — вы сами знаете. Такой прусский инь и ян».

Borstenstein-Neukuhren-semya-20-v

Семья на фоне Камня лжи, 1900–1909 годы

Прохождение через половины расколотого камня — это некий момент инициации, переход из состояния «до» в состояние «после». По сути рождение ребенка — это тоже переход (проход) через родовые пути, которому предшествовало слияние женского и мужского. Но в качестве ребенка может рассматриваться и любой плод, творение (исполненное желание), поскольку для реализации задуманного необходимо соединение двух сил — женской (идеи, вдохновения принять задуманное) и мужской (дела, действия). Неудивительно, что немцы (а возможно, и древние пруссы) обращались к камню как к помощнику в сотворении, а ныне — как к помощнику в исполнении желании, по сути в материализации задуманного.

А «задуманное» может быть разным, поэтому камень много веков используется в магических ритуалах. Местные жители отмечают, что в 90-е годы XX века, когда «ведьмы и маги всех мастей» вышли из тени, возле Камня лжи часто находили убитых, «распятых» кошек и собак, да и сейчас возле этого необычного валуна проводятся какие-то ритуальные действия, правда, реже. Свидетельствуют об этом достаточно свежие вандальные повреждения: процарапанные буквы и руны на камне и крест на соседнем дереве.

krest-na-dereve-vozle-kamnya-lji

Вырезанный крест на дереве возле Камня лжи, июль 2020 года

Руны и буквы на камне, осень 2016 года

Суеверные туристы «украшают» соседний куст боярышника ленточками. Это тоже часть ритуала, правда, относительно нового в этом месте, но популярного во всем мире. Говорят, для исполнения желания нужно трижды обойти вокруг камня (по часовой стрелке или против — единого мнения нет), а потом завязать ленточку. К слову, этот куст — уже вторая жертва кем-то придуманной глупости. Первый куст, по склону выше, засох как раз на том уровне, где завязывали ленты.

suhoe-derevo-vozle-kamnya-lji

Засохшее из-за ленточек дерево, июль 2020 года

Вокруг Камня лжи формируется новая пионерская мифология. Несколько лет назад здесь снова установили скамейки. Они тоже часть ритуалов и традиций — как минимум по распитию напитков разной крепости. 

derevo-s-lentami-okolo-kamnya-lji

Еще один куст боярышника стал жертвой суеверия, июль 2020 года

► Хорошей традицией было бы по дороге к Камню лжи собирать попадающийся мусор. И возле камня убирать мусор — не только после себя. Это простой закон сохранения энергии, если уж рассматривать Камень лжи как энергетический портал, исполняющий желания: чтобы что-то получить, надо что-то отдать. Словом, если просить у природного элемента помощи, то надо что-то дать природе, хотя бы убрать мусор.

Камень лжи должен быть памятником культуры

Властями Пионерского обсуждаются проекты благоустройства территории, прилегающей к Камню лжи. Скорее всего, захотят реализовать очередной пошлый проект с брусчаткой и уничтожением природного ландшафта «для повышения туристической привлекательности Пионерского», поэтому Камень лжи нуждается в защите. Чтобы был шанс сохранить уникальный валун и прилегающий к нему участок леса, необходимо признать Камень лжи памятником культуры.

А еще важно помнить, что согласно древним поверьям, дорога сюда открывалась не всем. Камень лжи человек должен был отыскать в лесу сам. Если проложить дорожки и повесить указатели, то автоматически исчезнет сама идея сакральности места, померкнут позитивные эмоции от поиска и ожидания встречи с необычным природным объектом, не говоря уже о том, что «благоустройство» уничтожит местное биоразнообразие, что, в свою очередь, негативно отразится и на экологии всего Пионерского.

Лучшее, что можно сделать для живой и неживой природы, — просто оставить как есть.

Borstenstein-kamen-lji-pionerskiy-v-lesu

Уголок природы в Пионерском, не тронутый «благоустройством», июль 2020 года


Вдохновившись лекцией регионального движения «Прусское наследие», на которой я побывала в 2019 году, и воспользовавшись помощью его волонтеров, 9 июля 2020 года я подала заявление в Службу государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области о присвоении Камню лжи статуса объекта культурного наследия. Надеюсь, что это случится.


Светлана Кравцова, ProBaltiku.ru

Благодарю за помощь в подготовке статьи Анну Королёву из «Прусского наследия» 

uzor

Использованные источники:

1. Роман Широухов. Легенды о прусских камнях. Часть вторая: Камень Лжи в долине Лососевого ручья: https://visitprussia.com/koenigsberg/legendy_o_prusskih_kamnyah_chast_vtoraya_kamen_lzhi_v_doline_lososevogo_ruchya/
2. Кулаков
В. И. Гора великанов: Исток Янтарного пути — научная монография. — Калининград: Калининградская Книга, 2017.
3. Смирнова
М. Е. Культовые камни раннесредневековых пруссов. Гiстарычна-археалагiчны зборнiк, № 16.
4.
Историко-краеведческий журнал «Надровия», № 6, 2009 г.
5. Камень лжи: https://www.prussia39.ru/sight/index.php?sid=45
6. Иоганн Музеус. Легенды о Рюбецале: http://
vbaden-baden.blogspot.com/p/blog-page_60.html
7. Читаем
по-немецки = Wir lesen deutsch: учебное пособие / Ю. В. Баах, Ю. Ю. Вормсбехер, Н. А. Дудова, Е. А. Лёвкина. — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2009. С. 22, 29, 32.
8. Визуальный архив Восточной Пруссии: https://www.
bildarchiv-ostpreussen.de/
9. https://en.wikipedia.org/wiki/Rübezahl
10. https://de.wikipedia.org/wiki/Borstenstein
11. Pastmuižas Velnakmens (Камень дьявола): https://www.megalithic.co.uk/article.php?sid=36883

Если вам понравилась статья, пожалуйста, нажмите на кнопку и расскажите о ней другим. Спасибо!