Одна из самых известных достопримечательностей города Пионерского — Камень Лжи. Найти необычный валун, окруженный мистическим ореолом, можно в лесу на
Большой, выше человеческого роста камень, состоит из двух находящихся на расстоянии друг от друга частей, условно — мужской и женской. Одна часть (восточная, мужская) — наклонный вытянутый «обелиск» с несколькими, хорошо заметными гранями и с треугольными «врезками» с двух сторон — ассоциируется с фаллосом. Другая часть (западная, женская), по форме похожая на треугольник со стесанными углами и небольшими чашевидные углублениями на поверхности, по аналогии соотносится с маткой. Как выглядит расколотый валун под землей, неизвестно: археологические раскопки в этом месте никогда не проводились.
Осень 2016 года
С конца XIX века камень был широко известен под названием Борстенштайн (Borstenstein, Расколотый камень, Щетинистый камень).
На карте 1908 года все урочище носит название достопримечательного камня.
Урочище Борзенштайн (Borsenstein) на карте 1908 года
Учитывая, что на территории современного Пионерского были найдены курганные усыпальницы, относящиеся к 1330–1250 годам
Вид с юга, 1912–1922 годы Надпись: Der geborstene Stein im Lachsbachtal
(Сломанный камень в долине Лахсбах)
Легенды Камня лжи
Легенда под названием Der Borstenstein bei Neukuren («Расколотый камень у Нойкурена») упоминается в книге немецкого автора Ройша (Reusch) «Сказания прусской земли Самбия» (Reusch Sagen des preussisches Samlandes), изданной в Кёнигсберге в 1863 году.
В вольном переводе эта история звучит так:
Щетинистый камень близ Нойкурена
Много лет назад сын фермера из Нойкурена начал свое обучение у мастера-портного и влюбился не только в новое ремесло, но и в дочь портного. Когда юноша отправился в дальний путь, девушка шла вместе с ним по очаровательной долине, пока пара не дошла до огромной гранитной глыбы. Здесь они попрощались и поклялись друг другу в верности, такой крепкой, как этот камень, который никогда не расколется. После долгих лет скитаний молодой портной вернулся домой в Нойкурен, и его возлюбленная, которой он сообщил о своем возвращении, встретила его у того же камня. Мужчина поднял руку к небу и поклялся в своей непоколебимой верности; но когда девушка подняла руку, чтобы произнести клятву, грянула страшная молния и расколола твердую глыбу гранита сверху донизу.
Разбитый камень все еще можно увидеть, и он является популярным местом паломничества купальщиков.
В другой версии легенды главными героями становятся рыбак и его невеста, которая погибает, когда в камень ударяет молния и две его половинки сходятся. С годами история видоизменялась, на месте рыбака оказывался моряк, солдат, некий влюбленный, но суть оставалась прежней: женщина несла наказание за неверность и (или) обман. Этот сюжет и дал камню одно из поздних названий — Камень Лжи (нем. Lügenstein). В более позднем варианте, который я слышала от местных жителей, рыбак (моряк) предлагает пройти между половинками камня, чтобы узнать, была ли верна ему возлюбленная, пока он находился далеко от дома. Верная подруга проходила без страха в расщелине камня, а ту, что изменяла, ждала смерть: половинки камня смыкались в тот момент, когда там оказывалась прелюбойдейка.
Ранняя из известных открыток с изображением камня, 1904 год
На старинных открытках (ранняя датируется 1904 годом) можно видеть на поверхности восточной (мужской) половины камня надписи на немецком языке. На северной стороне — Borstenstein (Расколотый камень), на южной — Rübezahl. А внутри (между половинками) светлой краской нарисован свиток с четверостишием, которое часто печатали и на самих открытках:
Die Sage geht: der Stein erdrückt
Jedweden, der gelogen;
Wagt man sich in den Spalt hinein,
So wird es bald vorüber sein.
Приблизительный перевод: «Легенда гласит: камень раздавит того, кто солгал, если он посмеет войти в расщелину».
Вид с севера, 1920–1930 годы
В советские годы надписи на немецком языке были утрачены.
Что делал Рюбецаль на Камне лжи?
По какой причине на камне появилась надпись Rübezahl, ответить однозначно сложно.
Рюбецаль — дух гор, олицетворение горной непогоды — играет большую роль в немецком, чешском и польском фольклоре. Впервые Рюбецаль появляется в немецких легендах и сказаниях в XV веке, позднее — в чешских. Известность за пределами Силезии получил после публикации в 1787 году «Народных сказок немцев» Иоганна Музеуса. В одном сказании Рюбецаль встречает девушку, которая признается ему в том, что нарушила клятву верности. Она пообещала выйти за замуж за своего возлюбленного через три года, пришло время, а она решила подразнить юношу и сказала, что не выйдет замуж за бедного портного, пусть заработает сначала денег. Так она толкнула его на преступление, и теперь его ждет виселица. Рюбецаль знал, что юноша не виноват, и спас его. Влюбленные поженились, юноша стал известным портным, который ни разу не обманул своих клиентов.
Примечательно, что под словом «верность» в сказке XVIII века подразумевалась прежде всего верность слову, а не женское целомудрие. Музеус пишет:
«Он отправился в горы странствовать, и когда прощался со мной, то, обнимая, сказал: «Любимая, будь мне верна. Как только яблоня зацветет в третий раз и ласточка в третий раз совьет себе гнездо, я вернусь из странствия и возьму тебя в жены». И я поклялась быть ему верной. Когда яблоня зацвела в третий раз и ласточка в третий раз свила гнездо, Бенедикт вернулся и, напомнив мне о моем обещании, предложил обвенчаться. Но я стала дразнить его, как это часто делают девушки с женихами, и все говорила: «Не буду я твоей женой. У тебя ведь ни кола ни двора. Раздобудь сначала побольше блестящих монет, тогда и поговорим».
Мальчик на фоне камня; хорошо видна надпись Rübezahl, первая треть XX века
В сказках Рюбецаль часто представал в образе старика с густой бородой и посохом, но мог принимать и другие обличия: гиганта, хранителя горных сокровищ, монаха, ворона, осла и часто дьявола, сатаны. И везде, как правило, восстанавливал справедливость. Вот, например, три характерных сказания про него из книги учебного пособия «Читаем по-немецки», в последнем он превращается в камень.
♦ В одной деревне жил богатый, но жадный фермер. Он владел большими угодьями, его амбары были полны зерна, в его хлеву стоял лучший скот. Рюбецаль пришел к фермеру в образе маленького и слабого батрака. Фермер был доволен, так как батрак работал быстро и ловко и не получал жалования. Батрак взял три мешка зерна и хотел уйти, но фермер пытался вырвать у него мешки. Тогда батрак забрал целый амбар и исчез.
♦ Рюбецаль в образе бедного студента попросил ночлега у деревенского пастора. Пастор был не только жадным, но и ленивым. Он предложил студенту прочесть проповедь. Служанка накрыла стол и принесла блюда. Свою проповедь студент начал с грехов жителей деревни. Он рассказал, что богатая крестьянка разбавляет молоко водой и продает бедным людям. Сельский староста постоянно обсчитывает людей. Испуганные слушатели посчитали для себя правильным быстрее покинуть церковь.
♦ Стекольщик нес свои товары через горы. Рюбецаль решил подшутить над стекольщиком и превратился в каменную глыбу. Глыба начала двигаться, и стекольщик упал, а товары его разбились. Он захотел все исправить и превратился в осла. Стекольщик продал осла мельнику. Когда молодой человек приблизился к ослу, осел заговорил. Осел не хотел есть сено, он требовал жаркое и пирог.
Поскольку Рюбецаль в большинстве легенд помогал добрым и простым людям и наказывал злых и жадных, скорее всего, надпись Rübezahl на Камне лжи в Нойкурене должна была напоминать визитерам о том, что любое действие влечет за собой последствия. И неминуемое наказание ждет прежде всего лжецов.
Вид с востока, июль 2020 года
Вероятно, «магические» свойства Камня лжи объяснялись вмешательством горного духа, либо существовали
Условный объект культурного наследия
По одной из существующих версий,
В 1992 году на Горе великанов были обнаружены остатки святилища, рядом с которым был найден фрагмент сфероидного сосуда с орнаментом, характерным для 1700 года
Июль 2020 года
При немцах последние раскопки в этой местности проводились в 1943 году под руководством кенигсбергского археолога, председателя Инстербургского общества древностей и исследователя Надровии Вальтера Грунерта (Walter Grunert, 1888–1971).
В 1987–1993 годах в окрестностях древнейшего памятника археологии раскопки вели специалисты Балтийской экспедиции Института археологии АН СССР. Они нашли множество уникальных предметов, часть из которых ныне хранится в городском
Как отмечает Владимир Кулаков в своей книге «Исток Янтарного пути», использование данного камня в качестве культового объекта теоретически возможно, но без проведения археологической экспертизы недоказуемо. Также
Схема расположения археологических объектов близ Пионерского
из книги В. И. Кулакова «Гора великанов», 2017 года
К
Каменные «родственники»
В долине реки Чистой был найден и другой крупный камень, по размерам близкий к Камню лжи, но с плоской поверхностью, напоминающий алтарный камень балтов.
Известен близкий аналог пионерского валуна — расколотый камень в Латвии, на берегу Западной Двины (Даугавы) в Кокнесском крае. Называется он Pastmuižas Velnakmens (Постамуйжа Велнсакменс), что в переводе означает Дьявольский камень. Он состоит из двух частей, сегодня его половинки лежат достаточно далеко друг от друга, но, возможно, раньше они находились ближе и образовывали вход в культовое сооружение. Чашевидные выпуклости на этом камне в народных легендах объясняются следами от когтей дьявола, выронившего камень во время неудачного броска над рекой Даугавой.
Pastmuižas Velnakmens (Камень дьявола) в Латвии, фото: www.megalithic.co.uk
Вообще, мотив камня со следами когтей мифических существ или сюжеты, где на камень обрушиваются удары молний
Суеверия пРусского инь и ян
Расколотый валун уникален, как и ландшафтный контекст, а также многочисленные традиции, поверья и легенды, связанные с ним. Самые известные из них: Камень лжи — портал в другие миры, детектор лжи, помощник в исполнении желания, геопатогенная зона, энергетический портал.
Июль 2020 года
Рассказывают, что Камень лжи пользовался большой популярностью у бездетных немецких семей. Они приезжали в Нойкурен не ради отдыха на курорте, а ради камня: якобы после визита к мистическому валуну в семье рождался долгожданный ребенок. При этом одни считали, что проходить женщине через «створки» камня ни в коем случае нельзя, другие, наоборот, советовали пройти между ними. С той же целью к камню приходили и советсткие женщины, правда, не афишируя истинную причину. Да и сейчас приходят.
Девушка на фоне Камня лжи, начало XX века
Интересную версию, рассказанную
Семья на фоне Камня лжи, 1900–1909 годы
Прохождение через половины расколотого камня — это некий момент инициации, переход из состояния «до» в состояние «после». По сути рождение ребенка — это тоже переход (проход) через родовые пути, которому предшествовало слияние женского и мужского. Но в качестве ребенка может рассматриваться и любой плод, творение (исполненное желание), поскольку для реализации задуманного необходимо соединение двух сил — женской (идеи, вдохновения принять задуманное) и мужской (дела, действия). Неудивительно, что немцы (а возможно, и древние пруссы) обращались к камню как к помощнику в сотворении, а ныне — как к помощнику в исполнении желании, по сути в материализации задуманного.
А «задуманное» может быть разным, поэтому камень много веков используется в магических ритуалах. Местные жители отмечают, что в
Вырезанный крест на дереве возле Камня лжи, июль 2020 года
Руны и буквы на камне, осень 2016 года
Суеверные туристы «украшают» соседний куст боярышника ленточками. Это тоже часть ритуала, правда, относительно нового в этом месте, но популярного во всем мире. Говорят, для исполнения желания нужно трижды обойти вокруг камня (по часовой стрелке или против — единого мнения нет), а потом завязать ленточку. К слову, этот куст — уже вторая жертва
Засохшее из-за ленточек дерево, июль 2020 года
Вокруг Камня лжи формируется новая пионерская мифология. Несколько лет назад здесь снова установили скамейки. Они тоже часть ритуалов и традиций — как минимум по распитию напитков разной крепости.
Еще один куст боярышника стал жертвой суеверия, июль 2020 года
► Хорошей традицией было бы по дороге к Камню лжи собирать попадающийся мусор. И возле камня убирать мусор — не только после себя. Это простой закон сохранения энергии, если уж рассматривать Камень лжи как энергетический портал, исполняющий желания: чтобы
Камень лжи должен быть памятником культуры
Властями Пионерского обсуждаются проекты благоустройства территории, прилегающей к Камню лжи. Скорее всего, захотят реализовать очередной пошлый проект с брусчаткой и уничтожением природного ландшафта «для повышения туристической привлекательности Пионерского», поэтому Камень лжи нуждается в защите. Чтобы был шанс сохранить уникальный валун и прилегающий к нему участок леса, необходимо признать Камень лжи памятником культуры.
А еще важно помнить, что согласно древним поверьям, дорога сюда открывалась не всем. Камень лжи человек должен был отыскать в лесу сам. Если проложить дорожки и повесить указатели, то автоматически исчезнет сама идея сакральности места, померкнут позитивные эмоции от поиска и ожидания встречи с необычным природным объектом, не говоря уже о том, что «благоустройство» уничтожит местное биоразнообразие, что, в свою очередь, негативно отразится и на экологии всего Пионерского.
Лучшее, что можно сделать для живой и неживой природы, — просто оставить как есть.
Уголок природы в Пионерском, не тронутый «благоустройством», июль 2020 года
Вдохновившись лекцией
Светлана Кравцова, ProBaltiku.ru
Благодарю за помощь в подготовке статьи Анну Королёву из «Прусского наследия»
Использованные источники:
1. Роман Широухов. Легенды о прусских камнях. Часть вторая: Камень Лжи в долине Лососевого ручья: https://visitprussia.com/koenigsberg/legendy_o_prusskih_kamnyah_chast_vtoraya_kamen_lzhi_v_doline_lososevogo_ruchya/
2. Кулаков
3. Смирнова
4.
5. Камень лжи: https://www.prussia39.ru/sight/index.php?sid=45
6. Иоганн Музеус. Легенды о Рюбецале: http://
7. Читаем
8. Визуальный архив Восточной Пруссии: https://www.
9. https://en.wikipedia.org/wiki/Rübezahl
10. https://de.wikipedia.org/wiki/Borstenstein
11. Pastmuižas Velnakmens (Камень дьявола): https://www.megalithic.co.uk/article.php?sid=36883
5 comments
Генрих Тобаль. Камень лжи близ Нойкурена. /Heinrich Toball Der Borstenstein bei Neukuhren. 1892/ https://vbaden.blogspot.com/p/httpswww.html
Татьяна, спасибо за дополнение!
Татьяна, спасибо! Ваш перевод этого стихотворения прекрасен!
Света, как отзывается во мне все то, то что вы написали! Я и не знала, сто Камню грозит «благоустройство». Будет печально, если это случится. Когда в этом году я снова пришла к камню, то была неприятно удивлена добравшимися до него признаками цивилизации — аж двумя скамейками. И дерево это с ленточками и огрызками полиэтилена, изображающими ленточки тех, у кого их с собой не оказалось, это вообще грустное зрелище. Скажите, пожалуйста, а обычные жители города и области могут что-нибудь сделать для придания Камню Лжи статуса, о котором, вы пишете? Может составить обращение и собрать подписи или что-то в этом роде. Я готова приложить усилия, чтобы помочь сохранить это место таким, каким оно является сейчас.
Наталья, спасибо большое за поддержку. Про «благоустройство» давно говорят, но сейчас как-то чересчур активно — вместе со строительством дороги. Наталья, я поговорю еще с волонтерами из «Прусского наследия» о том, что можно еще сделать. К сожалению, статус ОКН не всегда спасает от глупости и жадности чиновников. Но будем надеяться. Хоть какой-то шанс.