Чтобы создать историческое панно города и прочувствовать землю, по которой ходишь каждый день, надо знать все, что с ней связано, и сведения о сакральном прошлом 3000-летней давности, безусловно, важны. Но сакральность скрыта, а старые немецкие виллы, полукружья в узоре брусчатки, здания советской эпохи и новоделы на виду каждый день. И хочется узнать историю построек и людей, причастных к их появлению, переделке, уничтожению или сохранению. Но найти такие живые факты о Пионерском непросто.

Отрывочные сведения о немецком прошлом города и его жителях публиковались в местной бумажной газете «Новости Пионерского», часть их потом перекочевала в интернет.

Более-менее подробные сведения о Нойкурене-Пионерском содержатся в «Балтийском альманахе» (№ 10/2011), но тираж в 300 экземпляров почти не оставляет шансов прочитать его тем, кто не может прийти в местную библиотеку или не умеет искать нужные документы в интернете.

Да и те сведения, что удается найти, разнятся. Например в одних источниках сообщают, что сухогруз «Анна Ф.» затонул у берегов Пионерского в 1972 году, а в других — в 1973 году. Итог тоже туманен: местные жители говорят, что в 2000-х годах судно от коррозии раскололось на две части и по кускам ушло под воду, а в интернете пишут, что его утащили на металлолом. А уж версий, как переводится слово «Нойкурен» сколько!..

Сложно выяснить, какой год прячется за наречиями «потом», «затем» в предложениях вроде «Потом здание снесли…» Когда потом? Никто не знает. В 50-е, 60-е… В советские годы. Пионерский — город, где вопросов больше, чем ответов.

Со временем я буду дополнять текст новыми фактами и цифрами, заменяя бессмысленные «потом» годами, а пока попробую рассказать то, что мне удалось узнать о Нойкурене-Пионерском в формате небольшой текстовой экскурсии, не вдаваясь глубоко в прошлое, которое невозможно увидеть, гуляя по улицам.

vokzalniy-pereezd-pionerskБыстротечность жизни. Середина мая 2017 г. А сегодня забор и строительство автовокзала

Краткий экскурс в историю Нойкурена

Раскопки на Горе великанов, которые проводились в полутора-двух километрах от города, в СНТ «Южный», и изучение курганов помогли историкам установить год, когда прусское поселение на месте нынешнего города Пионерского упоминается в письменных источниках впервые — 1297-й. Хотя «традиционно» годом основания Нойкурена считается 1254 год.

Загадочный топоним «Нойкурен»

В отчетах местной городской администрации «Нойкурен» настойчиво переводят как «новый курорт», хотя еще 20 лет назад археологи предложили две правдоподные версии перевода слова на русский язык, никак не связанные с курортом. Курортом эти земли стали в 19 веке, а деревня Нойкурен возникла веком раньше.

В. И. Кулаков в статье «Неизвестная история города Пионерского» пишет:

«В XII веке на южный берег нынешней бухты города Пионерского высадился небольшой отряд куршей. Прусская дружина к этому времени покинула землю предков ввиду междоусобиц. Переправившись через реку Неман, дружина рассеялась по просторам Восточной Европы, осев в окрестностях современных городов Каунас, Новгород Великий и Гродно. Пруссы-общинники были вынуждены нанимать для своей защиты заморских воинов-профессионалов. <…> Ими стали близкие пруссам по языку и культуре курши.

Однако происхождение существовавшего до 1946 года наименования поселка Нойкурена может быть связано не столько с жившими здесь в XII веке куршами, сколько исходит из долгое время сохранявшегося в Пруссии остатков прусского языка. Дело в том, что глагол „кура“ (kura) переводится на русский язык как „творить, созидать“. Существовавшее в прусском языке слово „буттаскура“ (buttaskura) на русский язык можно перевести как „возведение домов, новостройка“.

Непосредственная связь этого понятия с территорией нынешнего города Пионерского явствует из самого названия этой земли в XIII веке „Батове Мотер“. Возможно, местное население увлекалось домостроительством, возможно, даже здесь существовала группа строителей-профессионалов. В результате этого не исключена возможность поименования этой группы по профессиональному признаку — „Буттас-кура“. <…> Название трансформировалось из второй части сложного прусского слова в германизированное „Нойкурен“ (Neukuhren)».

bereg-baltiyskogo-morya

Живописные берега Замланда + точный коммерческий расчет = курорт

Современный Пионерский находится на Калининградском (Самбийском, или Замландском) полуострове. В этой части Замланда красивый рельеф. Он сформировался в период «валдайского» оледенения примерно 12 000 лет назад. Высота берега в Пионерском — 15–30 м (это 5-10-й этаж дома), а через 4 км — в Светлогорске — высота увеличивается вдвое, до головокружительных 50-60 м. Берега современного Пионерского и Светлогорска — самые высокие на северном побережье полуострова Самбия.

Хотя о местности в районе современного Пионерского уже писали в конце 13 века, на картах до начала 19 века встречаются лишь поселки Рантау (Заостровье) и Баттау (Бобровка), которые периодически выкашивала чума. Последняя эпидемия набросилась на местных жителей в 1709 году, и только к концу 18 века окрестности наполнились людьми настолько, что к западу от Рантау возникла рыбацкая деревня Нойкурен. В первые годы 19 века в ней жили в 16 домах 107 человек, через сто лет, в 1919 г., число жителей выросло до 697, а в 1921 г. — до 900 человек.

В начале 19 века кёнигсбержцы, отдыхающие в курортном Кранце (Зеленоградске), начали заезжать и в Нойкурен. Популярность Нойкурена росла, а вместе с ней и плата за наем, которую местные жители не забывали повышать год от года, обрастая славой жадных лентяев. Да и за воду курортникам приходилось доплачивать: не было колодцев, воду привозили в цистернах и продавали. Но кёнигсбержцы мирились с жадностью рантье и бытовыми неудобствами. В 1913 году в поселке проложили первый водопровод и установили газовое освещение.

tulpany-oduvanchiki

В 1837 году Нойкурен стал курортом для семейного отдыха и купания. Произошло это благодаря стараниям «янтарного магната» Карла Дугласа. По одной версии, бизнесмен решил отвлечь внимание властей от варварского способа добычи солнечного камня, занявшись «туристическим бизнесом». По другой, причина интереса к курортам кроется в коммерческом расчете. Дуглас, добывавший янтарь в нойкуренском овраге Хайнрихсшлухт, заметил, что запасы дорогой смолы пошли на убыль и решил извлекать деньги из целебного воздуха. Он возвел курортный комплекс из четырех зданий, в одном из которых отдыхающие наслаждались купанием в теплом бассейне.

Через 12 лет, в 1849 году, лейтенант Гебауэр построил в Нойкурене первую гостиницу.

В конце 19 века газеты Восточной Пруссии внесли свои пять пфеннингов в развитие курортного бизнеса, пропагандируя отдых на Балтийском море и бальнеологические курорты: «Весь наш полуостров Самланд окружен Балтийским морем и является для нас изначальным подарком небес. Если купечество нуждается в морской торговле, то почему мы не нуждаемся в здоровье? Имеются разнообразные места на побережье, как например, Кранц, окрестности Грюнхоффа, Пальмникена и Диршкайма, где берег весьма высок и где природа приготовила естественные места для морских купаний…» (Прим.: Кранц — Зеленоградск, Пальмникен — Янтарный, Диршкайм — Донское).

променад в пионерском балтийское море

Целебный воздух и пейзажи помогали расти популярности курорта в 19 веке, но на путешествие из Кёнигсберга до Нойкурена на машине, загруженной мебелью и вещами, уходил целый день. В 1899 году к природным плюсам местности добавилась транспортная доступность: до Нойкурена протянули железнодорожную ветку Кёнигсберг — Нойкурен — Варникен (ныне поселок Лесное в Светлогорском районе), а в 1907 году вторая железнодорожная ветка соединила Нойкурен и Кранц.

В 1911 году Нойкурен признали лучшим немецким курортом на Балтийском море: комфортабельные номера, оборудованные места для купания, променад, аквариумы с морскими обитателями, лодки и яхты, всевозможные развлечения для отдыхающих. В начале 1920-х в сюда в сезон приезжают 5000 человек. В 1926 г. в поселке принимают посетителей пять отелей и четыре пансионата, а в 1935 г. — шесть отелей и шесть пансионатов.

Вокзал в Пионерском

вокзал в пионерском калининградская область

Железнодорожный вокзал — сердце города, рельсы делят Пионерский на две части. За зданием ж/д вокзала — условный центр города, улица Комсомольская, море. Туда мы и направимся.

Здание железнодорожного вокзала в Нойкурене было двухэтажным: первый этаж — каменный, второй — деревянный.

Вокзал в Нойкурене, 1895-1905

С обоих торцов к зданию примыкали два одноэтажных деревянных крыла. Приглядитесь к фотографии: на крыше ближней к нам пристройки видны резные фигуры драконов. Драконы на здании вокзала

Эти мифологические существа часто встречаются в архитектуре приморских городов Замланда. (Когда будете гулять по Курортному проспекту Зеленоградска, обратите внимание на доходный дом начала 20 века с вывеской «У Феи» и страшным синим козырьком по соседству).

До мая нынешнего года на первом этаже вокзала находился зал ожидания с автомат по продаже билетов и пригородные кассы (когда-то здесь можно было купить и междугородные билеты, но теперь, увы, за ними приходится ехать в Калининград), сейчас вокзал реконструируют. Верхние этажи отданы под квартиры железнодорожникам.

Перейдем через пешеходный переход и пойдем по самой длинной и красивой улице города — Комсомольской — в сторону моря.

Светлана Кравцова, 
ProBaltiku.ru

Если вам понравилась статья, пожалуйста, нажмите на кнопку и расскажите о ней другим. Спасибо!