Есть в Заостровье мыс Гвардейский, который местные называют «Грек». Лучше всего он виден с пирса возле «президенции».
— Мы ходили к (на) Греку…
— Там, за Греком (Грекой)…
И старожилам понятно, где это.
— Почему Грек?
— Там сел на мел греческий корабль.
— А он сейчас там? — спросила я в 2010 году, когда впервые приехала в Пионерский.
Судна к тому времени уже не было. Осталось только название. А мне хотелось подробностей. Их я нашла через семь лет, когда начала делать свой сайт ProBaltiku.ru
«Балтийский альманах» сухо сообщил, что в 1972 году у берегов Пионерского потерпел крушение греческий сухогруз «Анна Форет».
— Прекрасно, — подумала я, — у грека было женское лицо.
На вопрос о «гречанке» интернет выдал пожелтевшую, наверно, от возмущения заметку «Комсомольской правды». Мол, на дворе уже 2002 год, а сухогруз и ныне там, загрязняет воды Балтийского моря: «Под водой на глубине 4 метров лежат 12 танков, каждый емкостью до тонны топочного мазута».
В недрах сети нашлось, что судно построили в 1948 году на верфи Scotts Shipbuilding & Engineering Greenock. Первое название SULIMA, второе — MANO. В 1967 году получило название ANNA F. Греческий сухогруз «Анна Форэт».
Мазут, железо, ржавчина — это снаружи. А внутри? Хочется истории, эмоций, воспоминаний. Я пристаю к знакомым в Пионерском. Мальчишки и девчонки, кто посмелее, плавали к «Греку», исследовали его внутренности. Страшно интересно! Но подробности не рассказывают.
Для местных жителей «Грек» как растущее во дворе дерево: оно всегда было и останется навсегда, — смысл им интересоваться?
«Грек» исчез в середине
Мое любопытство удовлетворила книга Юрия Иванова «Легенды Куршской косы» (о ней я рассказывала несколько лет назад). В ней «случайно» нашлась история судна. Ну разве что не раскрыта тайна названия. Но пусть останется тайной.
Юрий Иванов пишет:
«Лет двадцать назад, ранним утром, после сильнейшего на Балтике шторма, его увидели обходящие пустынный берег пограничники. Огромный пароход с зажжёнными огнями возле самого берега! Была поднята тревога. На судно переправилась группа пограничников. Оно было пустым. Ни души! Ни единого человека, хотя многое говорило о том, что люди тут были. И совершенно недавно. В каютах расстеленные койки, вещи в распахнутых
Что это за таинственная «Анна Ф.»? Откуда взялось это судно? Вначале оно было взято под охрану. Потом выяснилось, что это судно тянули на буксире из Испании в Финляндию, где его должны были разрезать на металл. Начался страшный шторм. Ураганный ветер сносил оба судна, и то, которое буксировало «Анну Ф.», и саму «Анну» к обрывистым берегам Земландского полуострова. Перегонная команда, одиннадцать человек, бросили «Анну Ф.»,
Пройдут годы, история с судном забудется, останется лишь название, которое в обиходе используется в сто крат чаще, чем официальное. А пока на берегу еще лежат ржавые железки, возможно, останки судна — напоминание о том, что…
Предлагаю закончить предложение вам, потому что я не смогла из десятка аллегорий выбрать одну — самую подходящую. Поделитесь своими мыслями в комментариях.
Светлана Кравцова, ProBaltiku.ru
Черно-белые фотографии взяты из интернета. Остальные фотографии — мои
Мыс Гвардейский, или просто Грек (фотографии 2020 года)
Вид на Грека с пирса возле резиденции
4 comments
Это не вышка это ДОТ
Остатки «Грека» ещё лежат там же, на глубине 3-4 метра…
На последнем фото, где груда бетона- старый маяк, который стоял на обрыве, а потом просто упал….
Это остатки вышки.