На большом столе десяток коробочек со стеклами разных форм, размеров и цветов. Рядом готовые яркие стеклянные маяки высотой с ладонь. В студии витража и декора Александра Сплошного «Кёнигсбергское стекло» только что закончился
— Мы проводили
Мы с Татьяной перебираем стеклянные кусочки, прикладываем их к башням, ищем подходящие «глазки»-фонарики.
Такие маяки делают дети на мастер-классе
— Маяк — это сооружение, которое освещает путь другому человеку, позволяет ему вернуться домой, — говорит Александр, наблюдая за нашими действиями. — В метафорическом смысле: ты чувствуешь, что не одинок в этом мире, о тебе думают. О детях думают родители. Ребенок не рефлексирует по этому поводу. Но потом становится родителем и понимает, что у него есть ответственность. Маяк — это тоже большая ответственность: надо, несмотря ни на что, подниматься на башню и зажигать огонь.
На
Я смотрю на свой маяк. Пока это просто комбинация из отдельных стекол. Чтобы стать цельной фигурой, она завтра отправится в печь, которая, подобно метроному, стучит в мастерской. Сбылась моя детская мечта — сделать что-то своими руками из стекла. Мы садимся пить чай и беседовать.
Мастер витражного искусства Александр Сплошной рассказывает о том, как атмосфера связана с витражами, почему Калининград должен стать центром витражного искусства, почему он проводит
«Я учился на брызгах стекла, которое не ушло на лики святых»
— Александр, у вас очень необычная профессия. С чего начался ваш творческий путь?
— Да, мастер витражного искусства в России достаточно редкое призвание. Началось все 20 лет назад. В 2001 году шла реставрация больших витражей Кафедрального собора. Друзья принесли ящик осколков. Я понял, что это мое. Начал плавить небольшие вещи, это меня увлекло,
Потом я осознал, что учился на брызгах стекла, которое не ушло на лики святых, на архангела Гавриила. Большие куски пошли на библейские истории, а обрезочки — мне. И если та часть — Библия, то я — апокриф, дополнение, постскриптум. Мне приятна такая сопричастность.
Продолжая это исследование, я набрел на мысль, что самый большой, самый прекрасный витраж на Земле — это атмосфера. Земля — наш дом, а атмосфера — наша среда, не из стекла, но теми же функциями: отражать, пропускать, глушить свет. Атмосфера рождает жизнь на Земле. А мы рождаем атмосферу жизни — обратную связь, отражение. Тогда получается, каждое стеклышко, которое я держу в руках, на самом деле это кусочек неба со всеми его чудесными, неземными законами. Поэтому я именно так рассматриваю свою деятельность: как будто работаю с небом. Соответственно, эти кусочки должны быть необычными и чудесными. Дети это точно видят.
Сегодня я вышел утром — над головой просто голубое небо, но оно прекрасно! Это свойство настоящего витража — он все время разный. Стоит измениться тени здесь, свету там, собственному настроению — и картина меняется. Витраж создает погоду в доме. Остальной интерьер уже под нее подстраивается. Естественно, художник на своем уровне задает системой знаков, какой будет погода: для отдыха, для развития или для работы.
— Нужно обладать большим вкусом, чтобы гармонично вписать витраж в уже имеющийся интерьер, потому что он сам по себе произведение искусства. Бывает такое, что вы приезжаете к заказчику на объект, видите помещение и говорите: «Нет, ваш интерьер для витража не подойдет»?
Александр: Бывали такие случаи. Бывало и другое. Три дизайнера бились за проект, заказчику все не нравилось, я сделал опытный образец витража, и за ним сразу выстроился целый дом. Но обычно дизайнер делает, я не вмешиваюсь.
Татьяна: Бывают разные форматы проектов. Есть авторские, как, например, наши большие проекты «Карта России» и «Кашалот». Бывают дизайнерские заказы, тогда мы, конечно, работаем в обозначенных рамках. Причем здесь может быть совместная работа Александра, дизайнера и, например, магазина дверей. Три стороны участвуют, чтобы сделать
Александр: В любом случае все время экспериментирую, меня не интересуют проекты, где я просто исполнитель. Всегда
— Вы сказали, что занялись витражами 20 лет назад. У вас была уже базовая творческая профессия?
— У меня техническое образование. До 30 лет я учился на кораблестроителя. Тоже забавная история: когда я стал художником,
— А в детстве не было намеков на то, что будете работать со стеклом?
— Намеков не было, знаки были. Это мое первое детское воспоминание в
«У меня есть идеи, которые могут глобально преобразовать наш регион»
— Вы предпочитаете технику фьюзинг всем остальным. Почему?
— Одухотворено огнем.
— Но в технике фьюзинг в отличие от классических витражей, например тиффани, нельзя ведь предугадать конечный результат.
— Энергетически это абсолютно разные техники. Когда делаешь большую «классическую» работу, даже есть и спать начинаешь
Фьюзинг — брызги, творческое придумывание, перескакивание с одного на другое. Идей много рождается.
Интерьерный светильник, созданный Александром Сплошным в технике тиффани
— Например?
— У меня есть идеи, которые могут глобально преобразовать наш регион, культурно обогатить его. Уже сделано многое в этом направлении, формируется команда, способная достичь цели любого масштаба, но сейчас все же мы вынуждены вписываться в имеющиеся регламенты и форматы — коммерческие, бюрократические, юридические.
Есть понятие культурного кода региона. Но те культурные коды, что используются сейчас, для этого не подходят. Все равно что использовать самолет, чтобы сено на нем возить.
Кстати, насчет самолетов…
Александр берет с полки зеленую рамку с благодарностью и читает:
— Авиастроительная компания Airbus выражает благодарность Александру Сплошному, руководителю студии витражного искусства «Кёнигсбергского стекла» за техническую поддержку и помощь, оказанную в ремонте самолета марки
— Удивительно! Что же вы сделали?
— В «Храброво» сломался самолет, пришлось разбирать всю обшивку, там около миллиона заклепок. Санкции, а у них сломалась печь. Выписали из Франции подмену,
Утром звонок: «Александр, здравствуйте. Компания Airbus, вы нам очень нужны». Я подумал, что
Таких прусских котов можно купить в фирменных магазинах студии «Кёнигсбергское стекло» в ТЦ «Кловер» и на территориии Музея Мирового океана
«Калининград — один из центров культуры — через стекло»
— Возвращаясь к теме культурного обогащения региона… Важна концептуальность и просветительская деятельность. Важно заявить, что Калининград — один из центров культуры — через стекло. Мы стараемся проводить эту идею в том числе и через некоммерческие акции.
Сделали флюгер в Рыбной деревне за свои деньги. Хотели завязать целый ансамбль на тематический маршрут, придумать концепцию. Флюгеры — это культурная, региональная история. Но бизнесменам она показалась не особо интересной. А когда телеканал BBC снимал на чемпионате мира полутораминутный ролик про Калининград, наш флюгер попал в число достопримечательностей региона наравне с могилой Канта и Танцующим лесом.
Флюгер в Рыбной деревне
Или 9 мая в Кафедральном соборе проходила наша акция «Оставь свой след». Мы нарисовали контур России, вкрутили несколько шурупов с
Необычный случай произошел на следующий день. Я вешал эту карту на территории Кафедрального собора (временно, пока проходила Неделя еды и музыки), вдруг в одном месте начало сыпаться стекло. Что такое? Протер, наклеил туда снова. Опять посыпалось. В третий раз уже на более сильный клей посадил. Опять посыпалось! Девять утра, никого нет. Мужичок пьяный стоит: «Что, сыпется ваша Россия?» Я думаю: «Надо прекратить эти сепаратистские настроения». Посмотрел, что находится в этом месте географически. Озеро Байкал! Там и не должно быть стекол!
Мы еще доклеим эту карту, сделаем океан, страны просто белым обозначим и повесим ее в мастерской.
Карта России сейчас стоит в мастерской Александра Сплошного
— А какой витраж вам запомнился больше всего, какой любимый?
— Последний — «Кашалот». Мы клеили его из морского стекла, нашли залежи. Диаметр работы 2 на 2 метра. Ее можно увидеть на территории Музея Мирового океана, между кораблями «Витязь» и «Космонавт Пацаев».
«Только через деятельность можно сформировать сознание ребенка»
— Сегодня у вас проходил
— Детские и взрослые
Чтобы подготовить
Коллекция интерьерных часов Александра Сплошного
—
— Учить — всегда энергетически затратно. Но мы все равно идем на это — не только в плане позиционирования студии. Для нас это как некая миссия взращивания следующего за нами поколения.
У меня у самого дети мал мала, и у ближайших родственников тоже. Я понимаю, что в информационном обществе информация не структурирует детское сознание. Что такое хорошо, что такое плохо — все проходит мимо. Только через деятельность:
— По ребенку, который приходит на
— Сложно. Бывает, придет такой шебутной мальчишка, а потом включается в работу с огромным любопытством. В гаджете ведь такого не найдешь. В художественных школах есть предмет «Витраж». К нам приходят в гости художественные школы целыми классами. Детям все интересно.
Многие хотят попробовать себя в этом деле, понять, нравится это или нет.
Дети делают на мастер-классе разные тематические сувениры
— Ваши дети интересуются витражами?
— Пытаюсь приобщать. Сын прошлым летом работал в мастерской. Сначала скептически отнесся к работе, но потом сказал: «Хорошо, что ты меня взял». Включился. Но он больше увлечен музыкой.
— А насколько витражное дело популярно в нашей стране?
— Не популярно. Вообще витражное стекло делали на больших заводах, но
В магазинах студии можно приобрести украшения из стекла
— Получается, витражи теперь можно заказать только у конкретного мастера. Конкуренция есть в вашем деле?
— Я с конкуренцией не встречался: каждый мастер, если это мастер, работает в своей нише. Я встречался не с конкуренцией, а с паразитизмом. Один человек создает 25 лет коллекцию своих изделий, и тут приходит некто и мошенническими действиями использует ее в своих сугубо коммерческих интересах.
Когда заходишь на страницу художника по стеклу, видишь его авторский взгляд, почерк. У нас есть товарищи в Японии, Швейцарии, Германии, каждый работает в своей манере. К сожалению, в России авторское право не защищено. А труд сложный. Нужна физическая сила, чтобы нарезать стекло. Поэтому человек остается в нашем непростом деле, только если его любит. Никакие больше причины не заставят его работать продолжительно, ответственно и с душой.
Сувениры студии «Кёнигсбергское стекло»
«Кафедральный собор — точка сборки»
— Если бы вы родились и выросли в другом городе, а не в Калининграде, выбрали бы эту профессию?
— Концептуально Калининград — это единственное место, где есть знаковая точка — Кафедральный собор, который является носителем древней витражной традиции. Собор — точка сборки информации, которая подавалась через витражи. Здесь в атмосфере летают заряды. Если делать витражную школу в России, то только в Калининграде. Не в Москве, не в
Контакты студии витража Александра Сплошного
Телефон: +7-952-110-18-40
ВКонтакте: https://vk.com/koenigsbergskoesteklo
Адрес: Калининград, ул. Генерала Озерова, 19
Сайт: sploshnoy.ru
Беседовала Светлана Кравцова, ProBaltiku.ru
Фотографии предоставлены студией витража «Кёнигсбергское стекло»